МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено
Руководителем МО
____/ Эрдынеевой Н. Н.
«__»___________2012 г.
|
Согласовано
Завуч по УВР
____/ Манзергашиева Ю. С.
«__»__________2012 г.
|
Утверждаю
Директора школы
____/ Дашидымбрыловым Э. А.
«__»___________2012 г.
|
Рабочая программа по обществознанию
Класс: 5
Ступень: основная
Вид: общеобразовательный
Уровень: базовый
Учитель: Тудупова Александра Леонидовна
Образование: высшее
Стаж:1
Категория:
Разряд: 9
КПК:
Награды:
Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год.
П. Могойтуй
2012-2013 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию; а также, на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.Ф.Виноградовой, «Обществознание 5 класс», М.: 2012 г.
Нормативные документы:
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Стандарт второго поколения. П.2011г
- Фундаментальное ядро. П. 2011г
- Приказ об образовании от 17 декабря 2010 г. № 1897
Рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры
- формирования у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего подросткового возраста
- формирования у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере.
Примерное распределение часов по разделам курса
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса обществознания примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 5 класса
Класс
|
Объем учебного времени (федеральный компонент)
|
Разделы примерной
программы
|
Резерв учебного времени
|
V класс
|
34 часов
|
Раздел 1. Человек (5 часов)
Раздел 2. Семья (7 часов)
Раздел 3. Школа (7 часов)
Раздел 4. Труд (5 часов)
Раздел 5. Родина (10 часов)
|
|
Перечень требований к уровню подготовки выпускников
В результате изучения предмета «Обществознания» в основной школе ученик должен иметь определенные результаты:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признание равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на сознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Межпредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умением сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и т.д.);
- овладении различного вида публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
- Познавательной:
- Относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- Знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- Умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- Ценностно-мотивационной
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;
- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к оценки и анализу реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правила в собственной повседневной жизни;
- Трудовой
- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- Эстетической
- Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- Коммуникативной
- Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознано воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
Содержание программы 5 класс
Раздел программы
|
Программное содержание
|
Человек.
|
Природа человека. Здоровый образ жизни. Как человек познает мир и самого себя. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Различие в поведении мальчиков и девочек.
|
Семья.
|
Отношения в семье и со сверстниками. Семья и семейные отношения. Общение. Стили общения.
|
Школа.
|
Социальные различия в обществе: причины их возникновения. Добро и зло. Социальные нормы и правила общественной жизни. Образование в жизни человека. Образование и карьера.
|
Труд.
|
Трудовая этика. Труд и творчество. Профессионализм и профессиональная успешность. Мир в современных профессиях.
|
Родина.
|
Государственные символы России. Национальная принадлежность. Патриотизм. Гражданин России. Наша родина – Россия.
|
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;
групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
- задания по освоению ведущих тем курса (система мерок, позиционные системы счисления, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление чисел) на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);
- задания на отработку вычислительного навыка, геометрического материала и решение текстовых задач (из учебника-тетради
Технология оценивания учебных успехов
Выбор определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации:
интегральная оценка, в том числе, портфолио, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
самоанализ и самооценка обучающихся.
Источниками информации для оценивания
работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);
индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
Материально – техническая обеспеченность программы:
- Учебники
- Схемы
- Карты
Электронно – программное обеспеченность:
- Ноутбук
- Проектор
- Телевизор
- Интерактивная доска
Тематическое планирование
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Оборудование
|
Основные понятия
|
Примечания
|
Глава 1: Человек 5 часов
|
1
|
Загадка человека
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Человек, наследственность
|
|
2
|
Отрочество – особая пора жизни
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Отрочество, подросток, взросление, самостоятельность
|
|
3
|
Контрольная работа №1
|
1
|
|
|
|
Глава 2: Семья 7 часов
|
1
|
Семья и семейные отношения
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Семья, виды семей
|
|
2
|
Семейное хозяйство
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Семейное хозяйство, потребности, рачительность, экономика
|
|
3
|
Свободное время
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
ЗОЖ, хобби
|
|
4
|
Контрольная работа №2
|
1
|
|
|
|
Глава 3: Школа 7 часов
|
1
|
Образование в жизни человека
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Среднее, основное, начальное образование, высшее, среднее профессиональное
|
|
2
|
Образование и самообразование
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Самообразование
|
|
3
|
Одноклассники, сверстники, друзья
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Сверстники
|
|
4
|
Контрольная работа №3
|
1
|
|
|
|
Глава 4: Труд 5 часов
|
1
|
Труд основа жизни
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Труд
|
|
2
|
Труд и творчество
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Творчество, деятельность, искусство
|
|
3
|
Контрольная работа №4
|
1
|
|
|
|
Глава 5: Родина 10 часов
|
1
|
Наша Родина - Россия
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Родина, патриот
|
|
2
|
Государственные символы России
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Гимн, герб, флаг
|
|
3
|
Гражданин России
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Гражданин, права и обязанности
|
|
4
|
Мы многонациональный народ
|
2
|
УМК, Доска, презентация
|
Национальность, народ, нация
|
|
5
|
Контрольная работа
|
1
|
|
|
|
6
|
Итоговая контрольная работа
|
1
|
|
|
|
Используемый учебно-методический комплекс:
- Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/[Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; под ред. кол. Л.Н.Боголюбова и др.] – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с.: ил., карт.
- Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 5 класс». – М.: Просвещение, 2006;
- Л.Ф.Иванова Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2006.
Литература, рекомендуемая для учителя:
1. Обществознание: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012 г.
2. Обществознание. 5 класс: поурочные планы по учебнику Л. Н. Боголюбова, - М.: ВАКО, 2011 г.
3. Обществознание: учебное пособие для школьников средних классов А. В. Клименко, В. В. Румынина. – 4 – е издание. – М.: «Дрофа», 2004 г.
4. Методические рекомендации по курсу «Обществознание». Под редокцией Л. Н. Боголюбова. – 4 – е издание. – М.: Просвещение, 2003 г.
5. Школьный словарь по обществознанию
6. интернет ресурсы
Литература, рекомендуемая для учащихся:
1. Обществознание: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012 г.
2. Школьный словарь по обществознанию
3. интернет ресурсы