Тема урока : «Образование в жизни человека».

5 класс.

          Цель:

Создать условия для формирования у учащихся представления об образовании в жизни человека.

 

Задачи:

Образовательная. Сформировать представление что такое образование, виды образования.

Воспитательная. Умение уважать, слушать друг друга

Развивающая. Сравнивать, излагать свою точку зрения.

 

Тип: комбинированный

Методы: частично-поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, групповая.

 

         Оборудование урока:

 1) эпиграф на доске:

«Просвещение – свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни»                                                                                                 Ф.М.Достоевский

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте ребята давайте проверим домашнее задание.

- что такое образование?

- виды образования?

- уровни школьного образования?

Отвечают

Ребята я сейчас прочитаю вам рассказ «О чем рассказала пробабушка»

Стр. 52

 

Отличие

Сходства

Мальчики и девочки учились отдельно друг от друга

Гимназии, лицеи, частные колледжи

В женских гимназия была двадцатибальная система отметок, современная «5» считалась в древности как двойка.

 

Вступительные экзамены, были телесные наказания.

 

Хорошо молодцы ребята. А сейчас давайте обратим внимание на стр.53 на картине изображена земская школа в Московской Руси 1907 г.

Чем школа Московской Руси отличается от современной? Почему двое учеников стоят на коленях перед учителем?

Нет парт, сидят за одним столом, двое учеников стоят на коленях

А сейчас ребята мы попробуем заполнить схему

Знание

 

Гуманитарные

Естественно-научные

Ребята а внизу вам самостоятельно по стр.54-55 нужно будет написать какие предметы относятся к гуманитарные а какие к естественно-научным.

Заполняют схему

Гуманитарные- русский и иностранные языки, литература, история, обществознание – знания о человеке культуре.

Естественно-научные- математика, биология, физика, химия – знания о природе.

Ребята ответьте мне на один вопрос «Вы ученики?», А что является вашим основным трудом?

Я сейчас раздам вам карточки на которых вы должны ответить на простые вопросы.

Приложение 1

учёба

Кто нибудь давайте расскажет как он выполняет своё труд – учёбу.

 

Рекомендации:

  1. Самое подходящее время для выполнения домашнего задания с15-16 до 17-18 часов.

 

Рассуждения «Для чего нужна школа»:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Приложение 1

Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки домашнего задания.

Когда ты садишься за уроки? ______________________________________

Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашнего задания? _____ В перерывах предпочитаешь полежать, заняться домашним хозяйством или посмотреть телевизор?_____________________________________. Готовишь ли ты свое рабочее место или не обращаешь на это внимание? ___________________________________________  Делаешь задание сначала на черновике или сразу в тетради? _______________________   включаешь радио, телевизор или занимаешься в тишине? __________________________

 

Приложение 1

Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки домашнего задания.

Когда ты садишься за уроки? ______________________________________

Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашнего задания? _____ В перерывах предпочитаешь полежать, заняться домашним хозяйством или посмотреть телевизор?_____________________________________. Готовишь ли ты свое рабочее место или не обращаешь на это внимание? ___________________________________________  Делаешь задание сначала на черновике или сразу в тетради? _______________________   включаешь радио, телевизор или занимаешься в тишине? __________________________

 

 

Приложение 1

Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки домашнего задания.

Когда ты садишься за уроки? ______________________________________

Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашнего задания? _____ В перерывах предпочитаешь полежать, заняться домашним хозяйством или посмотреть телевизор?_____________________________________. Готовишь ли ты свое рабочее место или не обращаешь на это внимание? ___________________________________________  Делаешь задание сначала на черновике или сразу в тетради? _______________________   включаешь радио, телевизор или занимаешься в тишине? __________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:     «Наша Родина – Россия».

Первый урок по теме.

 

Цель  урока: создать условия для формирования представления у учащихся о Российской Федерации, о Родине.

 формирование у учащихся регулятивных, познавательных и личностных умений, расширение понятийной    базы  за счет включения в нее новых элементов.

 

Задачи:

 

Образовательные:

  1. формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;

Воспитательные:

  1. привитие доброжелательного отношения к окружающим;
  2. формирование интереса к многонациональной культуре нашей страны.
  3. Патриотизм;

Развивающие:

  1. развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты

 

 

Компетенции:

- личностные:

- умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;

- освоение техники ведения диалога; формирование представление у учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;

-  формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине; воспитывать в себе высокие нравственные начала, способствовать формированию у учащихся гражданственности;

-метапредметные

- развитие творческой деятельности;

- развитие  навыков осознанного высказывания своей мысли во внешней речи; умение  слушать собеседника и вести диалог,  уважительно относится к точке зрения других людей;

- предметные:

 формирование представления  понятий «Родина»,   «Российская      Федерация», «Субъекты Российской  Федерации», «государственный язык», «патриот».

Тип урока: «открытия» нового знания.

Формы работы: учащихся  беседа, работа со схемой,  с картой, с тетрадями, с учебником, творческие задания, участие в учебном диалоге, фронтальная деятельность.

Необходимое техническое оборудование: Учебник Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. «Обществознание»,  карта России, фотографии с видами просторов России, схема Родина, раздаточный материал с документами (стихи, высказывания, отрывок письма)

 

 

Структура и ход  урока

Организационно – мотивационный этап (7-10 мин)

         Звучит музыка «Наш край» тихо.

-Здравствуйте ребята! Послушайте стихотворение С. Орлова «Родное»

-Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое - это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!              

 

         - О чем повествует автор стихотворения?  

 О Родине.          

        

-  С каким чувством автор говорит о Родине?    

С любовью, с нежностью              

        

- А как вы думаете какая тема урока у нас сегодня будет?

         Родина Россия Что такое Родина? Чем для нас является Россия?                

        

Записывает на доске: «Наша Родина - Россия»                      

         - Давайте с вами вспомним, что мы

уже знаем по этой теме.

         Знаем:

1.      Что мы живем в России.

2.      Что есть большая и малая Родина.

3.      Что малая Родина это Могойтуй   Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации            

        

Знаем:

1.      Живем в России.

2.      Большая Родина.

3.      Малая Родина это Могойтуй                       

         А давайте ребята по параграфу 11 обозначим ключевые слова нашего урока, они обозначены жирным черным шрифтом.

(ключевые слова заранее готовы и на магнит приклеиваются на доску — учителем).

Ключевые слова:

1.      Российская Федерация.

2.      Субъекты Российской Федерации.

3.      Государственный язык.

4.      Патриотизм.      

 

 

Ключевые слова

1.      Российская Федерация.

2.      Субъекты Российской Федерации.

3.      Государственный язык

4.      Патриотизм      

        

Операционно-содержательный этап (20-30 мин)      

 

- Назовите однокоренные слова к слову Родина.

Возможные ответы детей: родной, родня, родственник.   Логические умения.

 

Какое ключевое слово  лежит в корне слова Родина? 

род            

 

На доске написаны слова. Какие из них ассоциируются со словом «Родина». Почему? Вы должны выбрать не менее трех слов.               

        

- Как называлось наше государство в разные периоды истории?        

Русь, СССР, Россия.

 

- А как называется наше государство в наши дни?      Российская федерация.      

(Работа в группах)

 

-Ребята а у вас не возникает вопрос  что означает слово «федерация»? Давайте сейчас  посмотрим в учебниках и словарях что же такое федерация? Найдите определение в учебнике, словарях.

Говорят разные определения слову федерация.

 

Федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики)                

        

-Молодцы ребята, вы назвали мне несколько определений, а давайте из них всех составим одно определение.       

Говорят варианты, это государство, оно состоит из частей составных.               

                                     

- Рассмотрите карту России. Какая наша страна большая и красивая.  Определите по карте, из каких частей состоит Российская Федерация?

         Рассматривают карту и по карте называют: Области, республики, края.         Анализировать, используя карту как источник знаний

 

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя) достоверную информацию        

        

-  Найдите в учебнике, каким термином автор называет эти части нашего государства.     

Автор называет их субъектами РФ.                

        

- Посмотрите в нашем словаре и учебнике что означает слово субъект рф?

         Субъект РФ  – это государственное образование в составе федерации.               

        

-Молодцы ребята а давайте сейчас поработаем в группах.

1 гр. Выписать по карте в учебнике все области;

2 гр. Все республики

3 гр. Все края

         Работают в группах, отвечают по группам.            

        

Физкультминутка (1 мин)

хомка-хомка хомячок

полосатенький бочок

хомка рано встает

щечки моет

ушки трет

подметает хомка хатку и выходит на зарядку

1,2,3,4,,5                      

        

А в каком субъекте РФ мы проживаем? Как он называется?                         

         Групповая работа

 

1 группа.

Найдите главную мысль текста

      «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.

      Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

2  группа

Традиции народов?

У каждого народа – своя культура и свои традиции.

- Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция - (от лат. traditio - предание ) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

- Запишите данное слово в свой словарик.

 

Задание:

примеры традиций одного из народов нашей страны

 

3 группа

- Мы знаем, что у каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык.  Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны,  будут разговаривать только на своем, национальном языке. 

Задание: как найти выход из этой ситуации?

 сможет ли в таком случае существовать единое государство?

        

Давайте подведем вывод по нашей работе:

1.      Россия многонациональное государство

2.      государственный язык — русский

3.      мы зовемся россиянами.                         

        

-молодцы ребята, а как же мы называем человека любящего свою отчизну?       

Патриот             

         1 группа

Прочитайте и прокомментируйте отрывок документа, можно ли считать автора письма патриотом и почему?

Прочитайте и прокомментируйте отрывок документа, можно ли считать автора письма патриотом и почему?

До сих пор хранит штурман Черноморского пароходства Дмитрий Никитин письмо из сорок пятого года, письмо отца, которому не суждено было увидеть своего ребенка... «Будущему сыну Дмитрию или дочери Светлане. Я прошу тебя, мой дорогой ребенок, извини меня за то, что я не смог воспитать тебя, ибо любовь к Родине — самое высокое, несравнимое чувство, которому отдал я свою жизнь». Эти слова торопливой рукой вывел солдат, знавший, что отправляется в свой последний бой...

По Р. С. Поярковой. Чувство Родины, 1987   Да, автора можно назвать патриотом, так как он пожертвовал всем для защиты своей Родины, и счастьем, и возможностью воспитывать своих детей, и даже жизнью                

         2 группа

Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.

 Родина у каждого человека одна, как и мать, Поэтому эти слова часто звучат рядом Родина – мать.

- А за что же люди любят свою Родину?

Ответ на этот вопрос кажется легким, но ответить на него полно совсем не просто.

- За что люди любят свою мать?

То же можно сказать и о Родине – это земля, где мы родились, которая нас вскормила и взрастила, она, как и мать такая же родная и любимая. И хотя на свете есть страны гораздо богаче и возможно красивее, чем Россия, настоящий патриот не станет ворчать и жаловаться или уезжать в поисках лучшей жизни, по принципу: «где хорошо, там и Родина». Он постарается сделать все от него зависящее, чтобы сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее.    Чаще всего дети затрудняются ответить на этот вопрос.

За то, что дала нам жизнь, вырастила и воспитала, всегда рядом, всегда любит, никогда не предаст, всегда такая родная и любимая            

         3 группа

прокомментируйте следующие отрывки и сравните их два разных автора

Прокомментируйте  следующие отрывки (Приложение 4):

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу;

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А. С. Пушкин

 

В ком нет любви к стране родной, Те сердцем нищие калеки.

Т. Г. Шевченко   Варианты учащихся:

Пушкин А.С. говорит о любви к Родине, к своим кор

 

Шевченко Т.Г имеет в виду, что человек, считающий себя гражданином, и просто хорошим человеком не может не любить свою Родину.ням, своим предкам.       Умение анализировать текст и делать выводы            

Этап рефлексии  (8 мин)

Детям раздают карточки со словами (Россия, наш, общий, дом, небо, река, люди, лес).

 

-Ребята вам нужно будет составить из этих слов предложение о нашей родине.

    Из перечня этих слов дети должны убрать лишние и составить  предложение, характеризующее главную мысль нашего урока «Россия – наш общий дом».                      

        

Какую цель поставили в начале урока? Выполнили цель?

- Что для вас явилось новым?

Что для вас было трудным?      

Что такое Родина?

 Чем для нас является Россия?

Мнения учащихся.                      

        

Домашнее задание:

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

1.Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или  иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.

2.Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

3. составьте сочинение « а что я могу сделать для родины? Мне всего — то … лет».