Тема урока : «Образование в жизни человека».
5 класс.
Цель:
Создать условия для формирования у учащихся представления об образовании в жизни человека.
Задачи:
Образовательная. Сформировать представление что такое образование, виды образования.
Воспитательная. Умение уважать, слушать друг друга
Развивающая. Сравнивать, излагать свою точку зрения.
Тип: комбинированный
Методы: частично-поисковый, наглядный.
Формы: фронтальная, групповая.
Оборудование урока:
1) эпиграф на доске:
«Просвещение – свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни» Ф.М.Достоевский
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
Здравствуйте ребята давайте проверим домашнее задание. - что такое образование? - виды образования? - уровни школьного образования? |
Отвечают |
||||||||
Ребята я сейчас прочитаю вам рассказ «О чем рассказала пробабушка» Стр. 52
|
|
||||||||
Хорошо молодцы ребята. А сейчас давайте обратим внимание на стр.53 на картине изображена земская школа в Московской Руси 1907 г. Чем школа Московской Руси отличается от современной? Почему двое учеников стоят на коленях перед учителем? |
Нет парт, сидят за одним столом, двое учеников стоят на коленях |
||||||||
А сейчас ребята мы попробуем заполнить схему Знание
Гуманитарные Естественно-научные Ребята а внизу вам самостоятельно по стр.54-55 нужно будет написать какие предметы относятся к гуманитарные а какие к естественно-научным. |
Заполняют схему Гуманитарные- русский и иностранные языки, литература, история, обществознание – знания о человеке культуре. Естественно-научные- математика, биология, физика, химия – знания о природе. |
||||||||
Ребята ответьте мне на один вопрос «Вы ученики?», А что является вашим основным трудом? Я сейчас раздам вам карточки на которых вы должны ответить на простые вопросы. Приложение 1 |
учёба |
||||||||
Кто нибудь давайте расскажет как он выполняет своё труд – учёбу. |
|
||||||||
Рекомендации:
|
|
||||||||
Рассуждения «Для чего нужна школа»: 1 2 3 4 |
|
Приложение 1
Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки домашнего задания.
Когда ты садишься за уроки? ______________________________________
Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашнего задания? _____ В перерывах предпочитаешь полежать, заняться домашним хозяйством или посмотреть телевизор?_____________________________________. Готовишь ли ты свое рабочее место или не обращаешь на это внимание? ___________________________________________ Делаешь задание сначала на черновике или сразу в тетради? _______________________ включаешь радио, телевизор или занимаешься в тишине? __________________________
Приложение 1
Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки домашнего задания.
Когда ты садишься за уроки? ______________________________________
Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашнего задания? _____ В перерывах предпочитаешь полежать, заняться домашним хозяйством или посмотреть телевизор?_____________________________________. Готовишь ли ты свое рабочее место или не обращаешь на это внимание? ___________________________________________ Делаешь задание сначала на черновике или сразу в тетради? _______________________ включаешь радио, телевизор или занимаешься в тишине? __________________________
Приложение 1
Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки домашнего задания.
Когда ты садишься за уроки? ______________________________________
Делаешь ли ты перерывы во время выполнения домашнего задания? _____ В перерывах предпочитаешь полежать, заняться домашним хозяйством или посмотреть телевизор?_____________________________________. Готовишь ли ты свое рабочее место или не обращаешь на это внимание? ___________________________________________ Делаешь задание сначала на черновике или сразу в тетради? _______________________ включаешь радио, телевизор или занимаешься в тишине? __________________________
Тема урока: «Наша Родина – Россия».
Первый урок по теме.
Цель урока: создать условия для формирования представления у учащихся о Российской Федерации, о Родине.
формирование у учащихся регулятивных, познавательных и личностных умений, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи:
Образовательные:
- формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;
Воспитательные:
- привитие доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование интереса к многонациональной культуре нашей страны.
- Патриотизм;
Развивающие:
- развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты
Компетенции:
- личностные:
- умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
- освоение техники ведения диалога; формирование представление у учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;
- формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине; воспитывать в себе высокие нравственные начала, способствовать формированию у учащихся гражданственности;
-метапредметные
- развитие творческой деятельности;
- развитие навыков осознанного высказывания своей мысли во внешней речи; умение слушать собеседника и вести диалог, уважительно относится к точке зрения других людей;
- предметные:
формирование представления понятий «Родина», «Российская Федерация», «Субъекты Российской Федерации», «государственный язык», «патриот».
Тип урока: «открытия» нового знания.
Формы работы: учащихся беседа, работа со схемой, с картой, с тетрадями, с учебником, творческие задания, участие в учебном диалоге, фронтальная деятельность.
Необходимое техническое оборудование: Учебник Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. «Обществознание», карта России, фотографии с видами просторов России, схема Родина, раздаточный материал с документами (стихи, высказывания, отрывок письма)
Структура и ход урока
Организационно – мотивационный этап (7-10 мин)
Звучит музыка «Наш край» тихо.
-Здравствуйте ребята! Послушайте стихотворение С. Орлова «Родное»
-Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое - это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
- О чем повествует автор стихотворения?
О Родине.
- С каким чувством автор говорит о Родине?
С любовью, с нежностью
- А как вы думаете какая тема урока у нас сегодня будет?
Родина Россия Что такое Родина? Чем для нас является Россия?
Записывает на доске: «Наша Родина - Россия»
- Давайте с вами вспомним, что мы
уже знаем по этой теме.
Знаем:
1. Что мы живем в России.
2. Что есть большая и малая Родина.
3. Что малая Родина это Могойтуй Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации
Знаем:
1. Живем в России.
2. Большая Родина.
3. Малая Родина это Могойтуй
А давайте ребята по параграфу 11 обозначим ключевые слова нашего урока, они обозначены жирным черным шрифтом.
(ключевые слова заранее готовы и на магнит приклеиваются на доску — учителем).
Ключевые слова:
1. Российская Федерация.
2. Субъекты Российской Федерации.
3. Государственный язык.
4. Патриотизм.
Ключевые слова
1. Российская Федерация.
2. Субъекты Российской Федерации.
3. Государственный язык
4. Патриотизм
Операционно-содержательный этап (20-30 мин)
- Назовите однокоренные слова к слову Родина.
Возможные ответы детей: родной, родня, родственник. Логические умения.
Какое ключевое слово лежит в корне слова Родина?
род
На доске написаны слова. Какие из них ассоциируются со словом «Родина». Почему? Вы должны выбрать не менее трех слов.
- Как называлось наше государство в разные периоды истории?
Русь, СССР, Россия.
- А как называется наше государство в наши дни? Российская федерация.
(Работа в группах)
-Ребята а у вас не возникает вопрос что означает слово «федерация»? Давайте сейчас посмотрим в учебниках и словарях что же такое федерация? Найдите определение в учебнике, словарях.
Говорят разные определения слову федерация.
Федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики)
-Молодцы ребята, вы назвали мне несколько определений, а давайте из них всех составим одно определение.
Говорят варианты, это государство, оно состоит из частей составных.
- Рассмотрите карту России. Какая наша страна большая и красивая. Определите по карте, из каких частей состоит Российская Федерация?
Рассматривают карту и по карте называют: Области, республики, края. Анализировать, используя карту как источник знаний
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя) достоверную информацию
- Найдите в учебнике, каким термином автор называет эти части нашего государства.
Автор называет их субъектами РФ.
- Посмотрите в нашем словаре и учебнике что означает слово субъект рф?
Субъект РФ – это государственное образование в составе федерации.
-Молодцы ребята а давайте сейчас поработаем в группах.
1 гр. Выписать по карте в учебнике все области;
2 гр. Все республики
3 гр. Все края
Работают в группах, отвечают по группам.
Физкультминутка (1 мин)
хомка-хомка хомячок
полосатенький бочок
хомка рано встает
щечки моет
ушки трет
подметает хомка хатку и выходит на зарядку
1,2,3,4,,5
А в каком субъекте РФ мы проживаем? Как он называется?
Групповая работа
1 группа.
Найдите главную мысль текста
«В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.
Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.
2 группа
Традиции народов?
У каждого народа – своя культура и свои традиции.
- Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.
Традиция - (от лат. traditio - предание ) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
- Запишите данное слово в свой словарик.
Задание:
примеры традиций одного из народов нашей страны
3 группа
- Мы знаем, что у каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.
Задание: как найти выход из этой ситуации?
сможет ли в таком случае существовать единое государство?
Давайте подведем вывод по нашей работе:
1. Россия многонациональное государство
2. государственный язык — русский
3. мы зовемся россиянами.
-молодцы ребята, а как же мы называем человека любящего свою отчизну?
Патриот
1 группа
Прочитайте и прокомментируйте отрывок документа, можно ли считать автора письма патриотом и почему?
Прочитайте и прокомментируйте отрывок документа, можно ли считать автора письма патриотом и почему?
До сих пор хранит штурман Черноморского пароходства Дмитрий Никитин письмо из сорок пятого года, письмо отца, которому не суждено было увидеть своего ребенка... «Будущему сыну Дмитрию или дочери Светлане. Я прошу тебя, мой дорогой ребенок, извини меня за то, что я не смог воспитать тебя, ибо любовь к Родине — самое высокое, несравнимое чувство, которому отдал я свою жизнь». Эти слова торопливой рукой вывел солдат, знавший, что отправляется в свой последний бой...
По Р. С. Поярковой. Чувство Родины, 1987 Да, автора можно назвать патриотом, так как он пожертвовал всем для защиты своей Родины, и счастьем, и возможностью воспитывать своих детей, и даже жизнью
2 группа
Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.
Родина у каждого человека одна, как и мать, Поэтому эти слова часто звучат рядом Родина – мать.
- А за что же люди любят свою Родину?
Ответ на этот вопрос кажется легким, но ответить на него полно совсем не просто.
- За что люди любят свою мать?
То же можно сказать и о Родине – это земля, где мы родились, которая нас вскормила и взрастила, она, как и мать такая же родная и любимая. И хотя на свете есть страны гораздо богаче и возможно красивее, чем Россия, настоящий патриот не станет ворчать и жаловаться или уезжать в поисках лучшей жизни, по принципу: «где хорошо, там и Родина». Он постарается сделать все от него зависящее, чтобы сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. Чаще всего дети затрудняются ответить на этот вопрос.
За то, что дала нам жизнь, вырастила и воспитала, всегда рядом, всегда любит, никогда не предаст, всегда такая родная и любимая
3 группа
прокомментируйте следующие отрывки и сравните их два разных автора
Прокомментируйте следующие отрывки (Приложение 4):
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин
В ком нет любви к стране родной, Те сердцем нищие калеки.
Т. Г. Шевченко Варианты учащихся:
Пушкин А.С. говорит о любви к Родине, к своим кор
Шевченко Т.Г имеет в виду, что человек, считающий себя гражданином, и просто хорошим человеком не может не любить свою Родину.ням, своим предкам. Умение анализировать текст и делать выводы
Этап рефлексии (8 мин)
Детям раздают карточки со словами (Россия, наш, общий, дом, небо, река, люди, лес).
-Ребята вам нужно будет составить из этих слов предложение о нашей родине.
Из перечня этих слов дети должны убрать лишние и составить предложение, характеризующее главную мысль нашего урока «Россия – наш общий дом».
Какую цель поставили в начале урока? Выполнили цель?
- Что для вас явилось новым?
Что для вас было трудным?
Что такое Родина?
Чем для нас является Россия?
Мнения учащихся.
Домашнее задание:
Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
1.Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.
2.Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?
3. составьте сочинение « а что я могу сделать для родины? Мне всего — то … лет».